Сегодня в энциклопедии:

770 компаний254 объекта, 316 персон116 терминов.

Уралдон

Уралдон
Инвестиции, строительство

Реклама
Читать про francis zerka на viadeo.com
Реклама
наружное освещение: лампы, фонари, прожекторы.
Версия для печати
8 апреля 2008

В яму безответственности?

В яму безответственности? Ради привлечения к подземному строительству на площади Восстания частного инвестора Смольный рискует тем, что острейшая транспортная проблема так и не будет решена.
В Петербурге появляется очередная градостроительная «горячая точка». Речь идет об одной из главных площадей в историческом центре, о сложнейшем и перегруженном транспортно-пересадочном узле, о месте пересечения важнейших городских магистралей, славящихся хроническими пробками. Проблемы площади Восстания хорошо известны, равно как и безуспешность попыток властей совладать с ними. К сожалению, не оправдались и надежды на то, что системное решение этих проблем будет предложено в проекте освоения подземного пространства компанией «Адитум».

Концепция, рассматривавшаяся недавно Общественным советом по вопросам градостроительства и архитектуры при губернаторе Петербурга, производит удручающее впечатление. Прежде всего – неспособностью решить актуальнейшие задачи по «расшивке» комплекса транспортных проблем в зоне площади Восстания. При том, что реализация проекта обернется серьезными трудностями с организацией движения (строительство займет не меньше трех лет), рисками обрушения окружающих исторических зданий и, возможно, многомиллиардными бюджетными расходами.

Казалось бы, создание подземных пространств не должно быть самоцелью – в угоду моде (как атрибут европейского качества среды) или интересам бизнеса. И на словах чиновники подчеркивают приоритетность решения общегородских инфраструктурных проблем. Так было в декабре 2006 года, когда правительство города приняло постановление о проведении компанией «Адитум» изыскательских работ по проекту подземного торгового комплекса (ТК) под площадью Восстания (ранее от этих замыслов по причинам дороговизны технологических решений отказалась компания «Открытые инвестиции»). Официально планировалось включить в проект не только торговый комплекс, паркинг и подземные переходы, но и, самое главное, транспортную развязку на пересечении Невского и Лиговского проспектов.

Строительство тоннеля для прохождения транспортных потоков Лиговского проспекта под Невским должно быть ключевым условием городского техзадания, в противном случае никогда не решить проблему возникающих здесь пробок. Пешеходные переходы (они же – входы в подземный торговый комплекс), по признанию специалистов, улучшат пропускную способность магистралей максимум на 20%. Но в представленной концепции не обнаружилось и намека на создание тоннеля. Зато предполагается строительство подземного ТК под Лиговским проспектом – от пересечения с Невским примерно на 300 м в каждую сторону. Генеральный директор «Адитум» Данат Булавко (он возглавил компанию после недавней смены акционеров) представляет социальную значимость проекта в основном как создание «безопасного пространства» для пешеходов. Чтобы люди не рисковали жизнью, перебегая дорогу на красный свет, авторы проекта желают их «пригласить под землю, где теплее и даже светлее, чем наверху». А «чтобы людям захотелось туда спуститься», нужно построить ТК.

Впрочем, концепция ТК пока выглядит невнятно. Вслед за пожеланиями Валентины Матвиенко девелопер стал произносить слова о торговле «товарами массового спроса», на «нижнем ценовом уровне», не в пример соседям – будущему универмагу Stockman и комплексу на месте «ямы» ВСМ. Хотя в презентационном буклете представлены эскизные изображения бутиков элитных брендов. То ли разработчики проекта специфически понимают уровень благосостояния массового потребителя, для которого бутик – практически «магазин шаговой доступности», то ли просто не успели адаптировать рисунки в социально-популистском стиле. В любом случае возникают сомнения, что и в сегменте эконом-класса торговля будет достаточно востребована. Вряд ли посетители ТК – в основном спешащие по делам пешеходы и пассажиры метро – захотят закупать продукты и хозтовары повседневного спроса и тащить их домой в общественном транспорте. Проблематична, естественно, и коммерческая эффективность проекта (тем более что арендные ставки для торговли и общепита массового сегмента не могут быть слишком высокими). Булавко признает, что трехуровневый подземный комплекс, оцениваемый в 400450 млн долларов, сможет окупиться в лучшем случае за 1215 лет. В общем, трудно представить, что разумный частный бизнес согласится на такие условия, утешая себя тем, что объект будет «вечно генерировать доход».

Концепция произвела столь сильное впечатление на курирующего градостроительные вопросы вице-губернатора Александра Вахмистрова, что он устроил вполне заслуженный разнос. Главное, что проект не решает городских транспортных задач, и в данном случае не играет роли, будет ли «одним торговым центром больше, одним меньше». Вахмистров справедливо отмечает: принимая во внимание все технологические риски и сложности, браться за подземное строительство на площади Восстания следует только ради создания тоннеля и большого паркинга (в проекте предусмотрено лишь 630 машино-мест).

Вызывает недоумение, что Смольный, решившись представить такой сложный и дорогостоящий проект (по словам губернатора, его цена может достичь 1 млрд долларов), не называет реального инвестора. Намеки, что это некие собственники производственной компании, причем кто-то из них присутствует в зале, напоминают неуместную игру в кошки-мышки. По слухам, инвесторами являются совладельцы лесопромышленного холдинга «Илим Палп», а девелопером проекта станет одна из компаний группы «БизнесЛинк» (ее учредителем и руководителем был вице-губернатор Юрий Молчанов, отвечающий сейчас за стратегические инвестиционные проекты). Ранее Молчанов допускал, что в формате государственно-частного партнерства город может участвовать в финансировании, например, подземных переходов (см. «Территории риска », «Эксперт С-З» №41 от 6 ноября 2006 года).

В принципе, нет ничего плохого в использовании бюджетных денег на решение важных инфраструктурных проблем. Однако недопустимо, чтобы в угоду инвестору (заинтересованному, конечно, в рентабельности проекта) власти приняли концептуально ошибочное решение. Может быть, городу выгоднее самому построить тоннель и большой паркинг, израсходовав деньги действительно на решение городских транспортных проблем, а не на субсидирование очередной «ямы»? Ведь, с точки зрения горожан, даже самый красивый подземный комплекс с фонтанами и оформлением в «классическом стиле петербургского садово-паркового ансамбля» станет бессмысленной «ямой», если будет упущена возможность развязать транспортный узел.